от:
Валдис Эгле <egle.valdis@gmail.com>
Кому:
<kadissov.e@gmail.com>, <makarovmv2000@yandex.ru>
дата:
9 мар. 2019 г.,
20:22
тема:
Глава 1
отправлено
через: gmail.com
Уважаемые коллеги!
С уважением, В.Э.
Текст
главы:
Глава 1.
Системы понятий и постулатов
§1. Принцип сравнения систем
Общеизвестно, что всякое
учение располагает набором специфических для этого учения понятий (совокупность
которых образует систему понятий данного учения) и опирается на
некоторые основные предположения (называемые ниже постулатами), без
истинности которых утверждения и выводы данного учения не имеют силы. Система
понятий и постулаты вместе образуют фундамент учения, который в настоящей
работе обозначается словами типа «Система A»
(где буква идентифицирует какую-нибудь определенную систему). В качестве
синонима термина «Система A» будем использовать также
обозначение «Модель A».
Столкновение двух разных
воззрений на какой-нибудь предмет всегда может быть представлено (и для ясного
и четкого мышления именно должно быть представлено) как противопоставление
двух разных систем A и B (моделей A и B), а процесс выбора между воззрениями должен
представлять собой сравнительный анализ понятий и постулатов обеих систем с
целью определения, которая из систем является более удовлетворительной по всей
совокупности критериев оценки.
Назовем три
хрестоматийных примера применения Принципа сравнения систем в истории науки.
1. Геоцентрическая система Птолемея (Система G с Землей в центре Вселенной) и гелиоцентрическая система Коперника (Система
H с Солнцем в центре Вселенной). Центральные
постулаты обеих систем определяли, чтó именно находится «в центре Вселенной» (у одной
Земля, у другой Солнце); система понятий Модели G
включала понятия о деферентах и эпициклах, а система понятий Модели H – понятия об орбитах планет. Как известно, в европейской истории отказ от
применения Принципа сравнения систем при этом столкновении воззрений вел к
драматическим последствиям, включающим костры инквизиции.
2. В области изучения теплоты в XVIII веке и в начале XIX века господствовала Система T, постулировавшая существование теплорода, особой материи, обладавшей,
согласно Системе T, невесомостью, наибольшей из всех материй
упругостью и способностью проникать в мельчайшие поры тел, расширяя эти тела.
В XIX веке Постулат теплорода был заменен Постулатом
движения молекул и образована Система D – молекулярно-кинетическая теория теплоты. При смене Системы T на Систему D уже больше, чем при предыдущей паре систем,
применялся Принцип сравнения систем и обошлось без костров, хотя страсти кипели
и здесь, послужив в 1906 году одной из причин самоубийства Людвига Больцмана,
наиболее видного защитника Системы D.
Несмотря на эти
хрестоматийные примеры, хорошо известные всем образованным людям, и несмотря на
кажущуюся простоту и очевидность вопроса, в реальных столкновениях воззрений
даже в наше время Принцип сравнения систем обычно НЕ признается (что, скорее
всего, можно будет наблюдать и в дальнейшей судьбе настоящей книги). Это
обстоятельство делает выдвижение и рассмотрение Принципа сравнения систем
вещью отнюдь не тривиальной.
§2. Предмет настоящей книги
Настоящая книга (документ
KIF01, выпущенный Комиссией имени Л.Д. Фаддеева) представляет собой
применение Принципа сравнения систем в отношении канторизма[1]
(обозначенного здесь как «Система K») и некоторых
противоположных воззрений (обозначенных здесь как «Система M»).
Цель изложения –
показать, как основополагающие вещи канторизма выглядят в Системе понятий и
постулатов K, и как те же вещи выглядят в Системе понятий и
постулатов M.
Читателю предоставляется
возможность самому для себя произвести сравнение систем K и M и выбрать ту, которую он считает более стройной,
логичной и правильной.
§3. Система машинная (Система M)
С точки зрения сопоставления понятий и постулатов
Системы K и Системы M оказывается более удобным сначала описать Систему
M, и лишь
потом Систему K. Поэтому
начнем с Системы M.
Противопоставление и обозначения этих двух систем
впервые было введено в октябре 1981 года.[2]
Первоначально «M»
расшифровывалось как «материалистическая». Хотя такая ассоциация остается
правильной и сейчас, для настоящего изложения в качестве главной лучше будет
избрать другую интерпретацию: «машинная», понимая под этим вычислительную
машину – компьютер.
3.1. Постулат процессов
Центральный постулат Системы M заключается в том, что все объекты, фигурирующие
при сравнении ее с Системой K,
рассматриваются как продукты деятельности определенных программ этой
вычислительной машины, а все ситуации рассматриваются как происходящие внутри
процессора такого компьютера.
Для Системы M возможно то и так, что и как возможно в «мире
программ».
Такие установки Системы M на самом деле порождены представлением о том, что
человеческий мозг действительно есть биологический компьютер, и всё, касающееся
множеств, и на самом деле происходит в такой «машине обработки информации».
Однако представления о функционировании мозга принадлежат уже области
естествознания и сознательно исключаются из рамок настоящей книги как книги о
логике.
С логической точки зрения Система M просто постулирует, что вся рассматриваемая
область есть поле деятельности некоторых абстрактных программ, вложенных в этих
программах алгоритмов или, в еще более абстрактной форме, – некоторых
«процессов».
Этот основной постулат Системы M в рамках настоящей книги назовем Постулатом
процессов, хотя его можно было бы назвать и Постулатом программ,
Компьютерным постулатом и т.п.
Отметим теперь несколько понятий Системы M, которые будут играть важную роль при сравнении
ее с Системой K.
3.2. Результаты процессов. Реальные и потенциальные продукты
В Системе M предполагается, что протекающие процессы
(работающие программы и алгоритмы) имеют некоторый результат. Этот результат
может заключаться в появлении нового объекта (в его генерации) или в
некоторых манипуляциях с уже ранее существовавшими объектами (например, процесс
может лишь как-то «отмечать» объекты).
Первая разновидность процессов называется генерирующими
(процессами, программами, алгоритмами), вторая разновидность – перебирающими.
Вновь сгенерированный объект называется продуктом
процесса (программы, алгоритма).
Если генерирующий процесс действительно происходит
в физическом, реальном мире, то появившийся в результате продукт называется реальным
продуктом (процесса, программы, алгоритма).
Но в теоретическом плане реальные продукты особого
интереса не представляют. Для общей теории гораздо более важно не то, что
процесс (программа, алгоритм) реально сделал, а то, что он в принципе,
потенциально может сделать. Такие не существующие реально, но в принципе
возможные продукты процессов (программ, алгоритмов) называются потенциальными
продуктами и играют важную роль в
Системе M.
3.3. Потенциальная и актуальная бесконечность
Особую роль в рассматриваемой нами области играют
процессы бесконечные, т.е. бесконечно продолжающиеся. Ясно, что в природе, в
физическом мире бесконечный процесс никогда не заканчивается, и поэтому его
результат никогда не приобретает окончательных очертаний. (Если это процесс
генерирующий, то у него никогда нет окончательного продукта).
Однако во многих отношениях бывает целесообразным
допустить некоторую абстракцию и представить бесконечный процесс завершившимся
(а его продукт «созданным до конца»). Такая умственная операция называется вводом
актуальной бесконечности.
Если ввод актуальной бесконечности не сделан, то
говорится, что рассуждения проходят в области потенциальной бесконечности.
Если же ввод актуальной бесконечности осуществлен, то говорится, что
рассуждения проводятся в области актуальной бесконечности.
В общем случае ввод актуальной бесконечности
производится для одного конкретного бесконечного процесса (когда считается
завершившимся именно он). Таким образом, в принципе возможна ситуация, когда в
некоторых рассуждениях один процесс разбирается в области потенциальной
бесконечности, а другой процесс в области актуальной бесконечности.
3.4. Числа
Согласно Постулату процессов, числа тоже являются
потенциальными продуктами некоторых процессов (программ, алгоритмов). Базовые
алгоритмы, создающие числа, описаны во многих местах, например, в Chisla-Lase1. Эти базовые алгоритмы занимаются классификацией множеств и пар множеств
по количеству элементов в них и по их взаимной ориентации, и числа являются
потенциальными продуктами такой классификации – ее таксонами. Числам как
таксонам классификации множеств и пар множеств могут быть сопоставлены нотаты
– графические обозначения по определенной системе. Нотаты тоже генерируются
некоторыми процессами (программами, алгоритмами), но уже другими, чем
собственно числа. Однако в силу соответствия между собственно числами и
нотатами, последние могут рассматриваться и использоваться в качестве
представителей и заменителей собственно чисел, причем для упрощения
высказываний нотаты могут быть названы «числами». Такая практика получила
особенно широкое распространение в канторизме (Системе K), и мы, преследуя цель сравнения
Системы K с Системой
M, тоже
вынуждены пользоваться этой практикой, хотя и понимаем, что это не совсем
точно.
Итак, в дальнейшем в этой книге под
словом «числа» понимаются нотаты чисел, генерируемые арабскими цифрами в той
или иной системе счисления (десятичной, двоичной и т.д.).
3.5. Множества
Согласно Постулату процессов,
абстрактные множества тоже создаются процессами (программами, алгоритмами),
являются продуктами генерации. Бесконечные множества создаются бесконечным
процессом генерации. В зависимости от того, введена ли актуальная бесконечность
для данного процесса генерации, или нет, множество является потенциально или
актуально бесконечным.
3.6. Независимая и зависимая генерация
Если имеются два процесса A и B, генерирующих два множества A и B, то возможны два принципиально разных случая:
1) процессы A и B протекают независимо друг от друга и никак не
связаны между собой;
2) процессы A и B связаны между собой какой-то определенной
зависимостью.
Простейшим примером, иллюстрирующим независимую и
зависимую генерацию, является генерация множества натуральных чисел (A) и множества четных чисел (B). При независимой генерации оба процесса не
связаны, их шаги и, соответственно, их продукты могут быть сопоставлены:
A: 1, 2, 3, 4, 5, ...
B: 2, 4, 6, 8, 10, ...
Но если процессы A и B связаны между собой так, что процесс B «следит» за процессом A и ничего не создает, когда в множестве A появляется нечетное число, а когда там появляется
четное число, то «переписывает» его в свое множество B, тогда элементы множеств A и B уже не могут быть сопоставлены, и после шестого
шага процесса A картина
будет такой:
A: 1, 2, 3, 4, 5, 6, ...
B: 2, 4, 6, ...
В этом случае в множестве B в два раза меньше элементов, чем в множестве A.
Всякий программист легко представит себе, каким
программам и подпрограммам соответствует всё выше изложенное. Ещё раз
подчеркиваем, что Система M – это
«машинная» система, соответствующая «миру программ и алгоритмов».
§4. Система канторизма (Система K)
4.1. Постулат существования
Система K (система канторизма) отличается от Системы M в
первую очередь тем, что в ней Постулат процессов заменен на противоположный
(назовем его Постулатом существования). Объекты (числа, множества и
т.д.) не рассматриваются как генерируемые какими-то процессами, а как
изначально существующие.
Относительно способа
появления и тем самым природы этих объектов главный основоположник Системы K (Георг Кантор) считал, что объекты эти имеют божественную природу,
существуют в уме Бога и только изучаются людьми методами теории множеств.[3]
Более поздние
последователи канторизма отказались от теологической концепции объектов теории
множеств, но и не выдвинули взамен ее никакую другую (в то же время продолжая
отрицать и концепцию процессов).
В настоящее время
канторизм не имеет никакой концепции о природе рассматриваемых им объектов,
интересоваться их природой считается чем-то вроде кощунства и недостойным
«настоящего математика». Объекты эти должны рассматриваться просто как
«существующие» – в чем и проявляется Постулат существования.
4.2. Постулат Кантора
Постулат существования (и
вызванная им неопределенность в отношении природы изучаемых объектов) ослабляет
Систему K по сравнению с Системой M, но
еще не делает ее противоречащей Системе M.
Фундаментальное
противоречие между этими системами вносит другой постулат канторизма, который
и определяет всю специфику этого учения; он назван Постулатом Кантора.
Постулат Кантора
устанавливает, что «равномощными» (т.е. одинаковыми по количеству элементов)
считаются все множества, элементы которых можно пронумеровать (т.е. установить
биекцию этого множества с множеством натуральных чисел N).
В категориях Системы M это означает, что все множества объявляются независимо генерируемыми, а
зависимая генерация из поля зрения исключается.
Однако разница между
независимой и зависимой генерацией объектов – это вещь объективного мира, и
искусственное наведение слепоты, не позволяющей эту разницу разглядеть,
неизбежно дает свои рефлексы иным способом: в появлении «несчетных» множеств,
«алефической шкалы» и «трансфинитных чисел». Все эти вещи являются следствиями
принятия Постулата Кантора, который стер объективную разницу между независимой
и зависимой генерацией множеств.
4.3. Биекция, равномощность и счетность
Принятие Постулата
Кантора привело в Системе K также к преувеличению и
искажению роли биекции, взаимно однозначного соответствия.
В Системе M у биекции нет той роли, какую она играет в Системе K. Элементы множеств можно однозначно сопоставить тогда, когда можно
сопоставить шаги генерирующих процессов. Но сами генерирующие процессы[4]
могут быть связаны по-разному. В §3.6 было показано, что биекцию между
натуральными числами можно установить при независимой их генерации, и нельзя
установить при зависимой генерации названного вида, потому что при этом виде
генерации натуральных чисел будет в два раза больше, чем четных. Однако
генерацию можно организовать и так, чтобы, например, четных чисел было в два
раза больше, чем натуральных: пока процесс A
создает число «1», процесс B создает «2» и «4»; пока
процесс A создает «2», процесс B
создает «6» и «8» и т.д.
В Системе M возможность биекции хоть и характеризует количество элементов в
множествах, но не играет существенной роли: всё решают соотношения генерирующих
процессов. В Системе K же, когда Постулатом Кантора из рассмотрения
исключена зависимая генерация и все множества рассматриваются как независимо
генерируемые, они первоначально становятся все равномощными (биекция возможна
между всеми) и все счетными (биекция с N).
Это делает понятия
биекции, равномощности и счетности бессмысленными в Системе K. Однако уничтоженная Постулатом Кантора разница между независимой и
зависимой генерацией не дает себя уничтожить бесследно, выскакивает в другом
месте как противоречие в рассуждениях канторизма, и это противоречие
интерпретируется кантористами[5]
как невозможность биекции между данными множествами и, следовательно, как
существование несчетных множеств.
И вот тогда понятия
биекции, равномощности и счетности–несчетности становятся исключительно
важными для канторизма, основополагающими его понятиями.
4.4. Несчетные множества
В Системе M все создаваемые процессами множества являются счетными (т.е. процессы
генерации можно организовать так, что возможна биекция данного множества с N). В то же время эти «счетные» множества могут
различаться по «мощности», т.е. по количеству элементов в них (если процессы
генерации организовать по-другому зависимым образом). Это делает понятия
равномощности и счетности если не совсем бессмысленными для Системы M, то, по крайней мере, очень незначительными.
В Системе K же появляются несчетные множества, существование которых только и
превращает канторизм в то, чем он всем видится. Несчетные множества – это
стержень канторизма.
Появление несчетных
множеств в канторизме обставлено как теоремы, которые имеют свои
доказательства, т.е. претендуют на некоторую абсолютно истинную логическую
силу, сравнимую, например, с силой доказательства теоремы Пифагора в евклидовой
геометрии.
Но как теорема Пифагора
имеет силу только в Системе E (евклидовой геометрии) и
теряет силу в Системе L (геометрии Лобачевского), так и все
доказательства канторизма выглядят состоятельными только в Системе K, а в Системе M не имеют никакой доказательной силы.
Следующая глава 2 будет
посвящена разбору доказательств существования несчетных множеств, преподносимых
кантористами. Эти доказательства будут рассмотрены не только с точки зрения
Системы K (как это подается кантористами), но и с точки зрения Системы M.
В этой главе 1 были
изложены основные предпосылки такого сравнительного разбора, а остальные детали
будем вводить по ходу дела.
[1] Термин «канторизм» обозначает учение Георга
Кантора (1845–1918) о бесконечных множествах, и в широкое употребление попал из
работ Анри Пуанкаре. (См., напр., «Наука и метод», Poinc3,
стр.14).
[2] В полемике между Валдисом
Эгле и преподавателями Латвийского государственного университета, кандидатами
ф.-м. наук К. Подниексом и П. Кикустом. См. книгу TRANS1, стр.76.
[4] Речь везде здесь и ниже о
бесконечных процессах и бесконечных множествах!
[5] Словом «кантористы» (по
образцу таких слов, как, например, «марксисты») мы обозначаем последователей
канторизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий