Спустя 4 года
Прошло 4 года, в
течение которых я не помещал новых сообщений на сайте «Комиссии имени Л.Д.
Фаддеева» https://comfadde.blogspot.com/.
Первопричиной прекращения работы с этим сайтом было осознание, что всё это
бессмысленно: реальную комиссию (т.е. группу людей, действительно занимающихся
разбором аргументов и обстоятельств) организовать невозможно, тупость так
называемых «профессиональных математиков» неодолима, «профессора» (даже
не-математики, такие, как Валерий Кувакин) еще глупее – в общем, Глупость (с
большой буквы) торжествует и непобедима.
Кроме того, стало
расшатываться и здоровье. Я ушел на пенсию в октябре 2009 года, когда мне было
неполных 63 года. После этого 12 лет здоровье оставалось стабильным, и я в
принципе мог бы продолжать работать, если бы в этом была необходимость и если
бы государство не платило мне за то, чтобы я не работал. 30 ноября 2021 года
мне исполнилось 75 лет, и через 5 дней я заболел. 13 декабря меня на Скорой
помощи отвезли в Инфекционную больницу с диагнозом Ковид-19, и я лежал там,
дыша кислородом по трубочке из баллона. Пока я так лежал, 17 декабря в
Новосибирске скончался академик Ю.Г. Решетняк – мой главный противник в течение
последних семи лет.
После ковида мое
состояние стало таким, что я уже не мог бы работать, даже если бы и не было
пенсии. В течение двух следующих лет я перенес пять операций под общим
наркозом. Всё это также способствовало тому, чтобы деятельность на сайте
«Комиссии» не была возобновлена. Хотя я ни на секунду не сомневался в своей
принципиальной правоте, но я стал испытывать нежелание, почти что отвращение к
обсуждению этих вопросов с кем-либо.
Активность на
сайте была невысокой, но постоянной (в среднем 5–10 посещений в день). В начале
декабря 2023 года хлынула какая-то разовая волна, когда некоторая группа
посетителей вдруг оставила много комментариев. Комментарии были в общем-то
глупые, не по существу проблем, а содержали в основном ругань и оскорбления.
Большинство из них я удалил, оставив только более-менее приличные.
Эта волна
породила у меня мысль всё-таки поместить что-то новое на этот сайт. Но из-за
упомянутого уже выше нежелания, почти что отвращения, я протянул с таким делом
еще 5 месяцев, и только сейчас наконец взялся за действительное написание.
Помимо настоящего
пояснения свой новый материал для сайта «Комиссии имени Л.Д. Фаддеева» я
задумал представить в виде Письма к некоторому абстрактному «Профессору». Если
Вы, читающий это Письмо, являетесь преподавателем учебного заведения, особенно
преподавателем математики, то считайте, что оно адресовано именно Вам лично.
Письмо затрагивает не всё поле интересов Веданской теории, а только ту ее
часть, которая касается математики. (Тон Письма такой, какого Профессор
заслуживает после всего того, что он и его братия вытворяли в течение последних
теперь уже почти 46 лет).
* * *
Профессор!
В своем первом
обращении к вашей касте, я 44,5 года назад писал: «Я не математик, не считаю
себя математиком и не собираюсь им стать» (NATUR1,
стр.7). Это означало (и продолжает означать), что я не претендую на то, что я
открыл какие-нибудь новые математические факты (которые Вы могли бы назвать
«теоремами»). Но мне случилось овладеть двумя такими вещами знания, которые Вам
не были известны, которые касаются математики и которые имеют для нее
фундаментальное значение.
Две эти вещи на
самом деле между собой связаны: если бы я в свое время не овладел второй вещью,
то не осознал бы и первую. Но теперь, когда она (первая) осознана, я могу ее
рассмотреть и независимо от второй. В этом документе я так и сделаю, чтобы Вы
не почувствовали связь первой вещи со второй и могли считать ее полностью
независимой.
*
Первая вещь
относится к «Канторовской теории множеств». Ваша каста (математики) преподносят
эту «теорию» так, будто она отражает какую-то объективную (математическую)
реальность, истину (сравнимую, например, с истиной, что площадь сферы S равна
4πR2). Никакую такую объективную истину «теория» Кантора не
выражает. Она является просто построением над постулатом (назовем его
«Постулатом Кантора»), в стартовой позиции объявляющим все бесконечные
множества равномощными.
Кантор вводит свой постулат мимоходом и фактически не осознавая, что он
делает. В работе «К учению о многообразиях» он объявляет, что четных
положительных чисел M столько же, сколько и всех натуральных чисел N [CantorTrudy,
стр.23, первый абзац]. В дальнейшем этот же постулат будет им (и его
последователями) применен и к другим бесконечным множествам (например, к
множествам колонок и строк в бесконечной двумерной таблице; такие таблицы сотни
раз фигурировали в моих документах как иллюстрации «диагонального процесса»).
Но здесь мы посмотрим только на множества натуральных и четных чисел, надеясь,
что Вам, Профессор, хватит интеллекта обобщить этот постулат и на другие
бесконечные множества.
Итак, Постулат
Кантора о том, что множества N и M равномощны. Это постулат, и только постулат
(а не какое-то выражение объективной истины). Если Вы, Профессор, обладаете
хотя бы самым минимумом способности к логическому мышлению, то Вы должны
понять, что этот постулат с легкостью заменяется на противоположный постулат:
что N и M не равномощны, а N в два раза больше, чем M. (А в общем виде: что так
называемые «счетные» множества в общем случае НЕ одинаковы и НЕ равномощны). И
что НЕТ никаких объективных причин принимать именно Постулат Кантора, а не
противоположный постулат.
Да любой школьник
из начальных классов Вам скажет, что четных чисел в два раза меньше, чем всех
чисел. Ну, мы мнение школьника не совсем разделяем; мы утверждаем только, что
это вопрос постулата: можно принимать Постулат школьника, что N > M, и можно
(в принципе) принимать постулат Кантора, что N = M.
Я только (уже 45
лет) требую от математиков, чтобы они наконец-то сообразили и поняли, что речь
здесь идет о постулате, а не о какой-то реальности, типа физической (но для
Вашей братии, Профессор, понять это до сих пор оказывалось выше ваших
умственных способностей).
Если принимается
постулат N > M (в его общем виде относительно всех «счетных» множеств), то
вся «канторовская теория множеств» рушится до основания, от нее остается только
пустое место. Проведение «диагонального процесса» тогда невозможно, не возникает
никакого противоречия с «исходным предположением», и т.д. Таким образом, эта
«теория» целиком вытекает из Постулата Кантора, объявившего все «счетные»
множества равномощными.
Однако
присмотримся повнимательнее к тому, КАКИМ образом она вытекает из этого
постулата. Пока постулат Кантора объявляет, что N = M, никакого противоречия
еще не возникает. Но попытка применения постулата Кантора к связанным и не
равным множествам (например, к множеству n столбцов таблицы из 0 и 1 и
множеству 2n строк в этой таблице) – такая попытка уже приводит к
противоречию: потому что множества объективно не равны, не равномощны.
И вот, тут, Профессор, если бы Вы были
умным человеком, то Вы просто бы оценили бы ситуацию такой, какая она есть: что
«счетные» множества вообще-то НЕ равномощны, что Постулат Кантора вообще –
глупый постулат (а разумным был Постулат школьника, что N > M). (В принципе
же можно придумать всякие глупости, класть их в основу «теории» и выводить из
такого постулата всевозможную чушь; но задача ведь состоит в том, чтобы строить
разумные теории).
Итак, Профессор,
Вы (и тысячи и тысячи других профессоров) оказались просто неспособными верно
оценить и понять ситуацию. Суть на самом деле заключается просто в том, что
Постулат Кантора (который выглядел довольно глупо уже при утверждении, что N =
M, но тогда еще не приводил к противоречиям), начинает давать противоречия,
когда для связанных множеств утверждается, что 2n = n (или 3n
= n, 10n = n и т.д.).
Но вместо того,
чтобы осознать, что эти ваши легендарные противоречия (лежащие в основе «теории
множеств») порождены глупым Постулатом Кантора, вы, вслед за (психически
больным) Георгом Кантором начинаете строить башни «трансфинитных чисел»,
засорять математику лженаукой и позорить само звание математика. И потом, чтобы
скрыть этот невиданный позор, вы не находите ничего лучше, чем тупо всё
отрицать (не приводя никаких вразумительных аргументов).
Ну, Профессор,
напрягите свою голову и попытайтесь дать вразумительный ответ, почему мы должны
считать, что четных чисел столько же, сколько и натуральных (т.е. принимать
Постулат Кантора)? Почему мы не можем считать, наоборот, что четных чисел в два
раза меньше? Какие аргументы? Выкладывайте!
Попробуйте
проследить, что будет с «теорией множеств», если Постулат Кантора будет отменен
и вместо него принят противоположный постулат! Или математического мышления у
вас у всех для этого не хватает?
Ждем ответа по
существу (а не с обычной болтовней и руганью).
Для полного
разрушения «канторовской теории множеств» достаточно просто осознать, что она
основана на одном глупом постулате, следствиям из которого в ней дается
ошибочная, нелепая интерпретация. Такого осознания я требую от математиков уже
45 лет, и это есть первая вещь, которую я сделал касательно математики.
*
Теперь перейдем
ко второй вещи.
Математика
является удивительной наукой еще и в том смысле, что ее представители так до
сих пор и не знают, что, собственно, из себя представляет изучаемый ими
предмет. У всех других наук есть четко определенный, ясный, материальный
предмет: у астрономии это тела в космосе, у генетики молекулы ДНК и РНК, и т.д.
А у математики такого предмета (якобы) нет: она изучает как будто какие-то
«воздушные», эфемерные, призрачные вещи, на самом деле нигде не существующие.
Чтобы хоть как-то
заполнить этот пробел, ваша братия, Профессор, придумала объяснение, что
математика якобы изучает «системы аксиом». Такое объяснение, может быть,
удовлетворяет вас самих, но оно не могло удовлетворить более глубоких
мыслителей (каким я был в 1978 году), понимающих, что «существует-то только
материя», и сущность математики не будет объяснена до тех пор, пока не будет
проложен четкий и ясный путь от материального мира к математическим объектам.
«Системы аксиом» такой путь не прокладывают, так как они сами продолжают
«висеть в воздухе» и столь же призрачны, как и предыдущие объекты математики.
Настоящий путь от
материального мира к математическим объектам прокладывается только тогда, если
предварительно понять, что такое вообще есть интеллект. А он есть работа
мозговых программ (действующих по определенным алгоритмам). И тогда становится
довольно очевидным, что математические объекты есть потенциальные продукты этих
программ и алгоритмов: то, что они (в принципе) могут создать. Математика
изучает «мир потенциальных продуктов» мозговых программ. Ну, а «системы аксиом»
есть неумелые и непрофессиональные попытки описать системы этих продуктов (без
понимания сущности этих вещей и всего происходящего).
Вот, это и была
вторая (хронологически на самом деле первая) вещь, которую я в отношении
математики понял 46 лет назад. И эта вещь очень фундаментальна и очень
существенна для математики, так как она (впервые) объясняет реальную сущность
предмета, изучаемого математикой. (Мозговые программы – это объект
материальный, и именно они прокладывают путь от реального, материального мира к
«эфемерным» объектам математики).
Сегодня
«искусственный интеллект» переводит с одного языка на другой, превращает текст
в речь и речь в текст, распознает лица и находит космические объекты на
фотографиях из телескопов, и т.д. Вот, когда ИИ станет способным создавать
математику (не просто просчитать по заданному программистом алгоритму какую-то
формулу, а самостоятельно создавать математику с нуля) – вот, тогда о сущности
математики всем станет очевидным то, что мне стало ясно 46 лет назад в 1978
году.
Программы
«искусственного интеллекта» создает уже не программист. Начиная с какого-то
стартового уровня они создают себя сами. Теперь это обозначается словом
«обучаются». В Веданской теории это обозначалось термином
«самопрограммирование» (впервые в своих текстах я использовал этот термин в
марте 1971 года; см. INFORM, стр.98–99).
Когда нам ясна
вообще сущность предмета математики (что предмет этот – системы потенциальных
продуктов мозговых программ), тогда еще более очевидной становится нелепость
«канторовской теории множеств». Эту нелепость я показал уже, просто оперируя
постулатами (т.е. не прибегая к пониманию сущности математики иному, чем
используемое Вами понимание, Профессор). Но если вдобавок к этому еще и
понимать, что все те «множества», о которых в этой «теории» говорится, на самом
деле есть продукты определенных алгоритмов, и если детально рассматривать эти
алгоритмы, их работу, их взаимодействие и т.д., тогда вообще всё становится до
предела ясно, и бредни кантористов могут вызвать только смех.
Итак, Профессор,
Веданская теория 46 лет назад объяснила сущность предмета математики: это
потенциальные продукты мозговых программ. За эти 46 лет математики так и не
смогли понять и принять это объяснение. Но они также не смогли и дать НИ ОДНОГО
возражения по существу против этого объяснения.
Вы, лично Вы,
Профессор, можете ли Вы дать такое возражение по существу (без тупого
повторения своих догм и обычной ругани)? ПОЧЕМУ нельзя считать, что дела
обстоят именно так, как это описывает Веданская теория? К каким пагубным
последствиям это приводит? Каким фактам реального мира противоречит?
Ну хоть
что-нибудь хоть кто-нибудь из вас может выдавить из себя за половину столетия?
Валдис Эгле
1 мая 2024 года
Выпущенные мной
книги удобнее всего скачивать с сайта
https://mega.nz/#F!RRtG2apR!qmIYvdTQ6pxQ-RMCyGoEMA
Эгле прав, он гений всех времен и народов!
ОтветитьУдалитьПервая часть этого комментария верна, а вторая свидетельствует, что у Анонима уровень мышления не выше, чем у какого-нибудь обыкновенного университетского профессора или академика РАН по Математическому отделению. Как и сотни его предшественников, он не только не способен хоть что-то выдавить из себя по существу вопросов, но у него нет даже самого понимания того, что вообще следует обсуждать не личности («кто какой гений?»), а сам предмет разговора и приводимые аргументы. (Видимо, Аноним – настоящий математик!).
УдалитьЕсли человек обладает хотя бы минимумом способности к логическому мышлению (а таких среди математиков за почти половину столетия я ни разу не встречал), то ход его мыслей будет таким:
1. Вопросы (а) о состоятельности канторовской теории множеств и (б) о сущности предмета математики – это фундаментальные вопросы, имеющие очень большое значение для науки математики.
2. Поэтому, если кто-то высказывает какие-то соображения по этим вопросам, отличающиеся от доминирующего ныне мнения, то эти соображения (в силу важности вопросов) должны быть серьезно рассмотрены.
3. Если эти соображения несостоятельны, то должно быть указано, почему именно, по какой причине они не верны, в чем заключается их несостоятельность.
4. Если же таких контр-аргументов найти не удается, то эти соображения должны быть включены в состав и в обиход науки математики.
Вообще этот путь мыслей элементарен, и, казалось бы, должен быть само собой разумеющимся для Науки. Но за почти что половину столетия не нашлось ни одного математика, кто был бы способен пройти этот (элементарный!) путь мышления.
Своим отказом от этого (элементарного!) пути мышления математики вывели математику из разряда науки и перевели ее в статус религии.
Я не математик и эту фразу взял из вашей переписки с математиками. Но некоторые вещи во всем этом меня заинтересовали. Короче говоря, я думаю, что должен быть другой (ваш) взгляд на процессы и людей - полностью материалистический. Но найти человека (тем более математика) с таким взглядом на мир практически невозможно. Я считаю, что люди по-прежнему психологически похожи на детей. Oни еще не готовы жить без того, кто знает все лучше — Бога и всего, что связано с религиями. Религия – смысл их жизни, но вы хотите лишить их этого смысла, (так выходит) если они примут ваши взгляды на существованиеи и человекa как биокомпьютерa. Принимая эту точку зрения (или понимая, что это так), вы автоматически лишаете людей любимых игрушек или костылей.
ОтветитьУдалитьКак-то тak.
В целом Вы правы, люди не хотят терять "игрушки", в том числе надежду на загробную жизнь или реинкарнацию. Но: (1) признать, что Постулат Кантора может быть заменен на противоположный постулат (и считать, что четных чисел в два раза меньше, чем всех натуральных) - это можно и при вере в Бога, не теряя "игрушек". Тут дело в "чести мундира": это означало бы признать, что математики с "теорией множеств" обложались просто катастрофически. (2) Исторически первый враг Веданской теории - Карлис Подниекс (тогда кандидат ф.-м. наук, впоследствии профессор) был членом КПСС и материалистом (и не только напоказ, но и на самом деле), однако и у него "честь мундира" математиков было выше любой логики.
УдалитьЭто ужасно - 46 лет выброшенных в мусор! Сочувствую и понимаю Ваше нежелание принимать участие даже там, где идет дискуссия про вас и вашу Теорию. Там большинство мудрецов хотят снова "закопать" Ваc. Ho не все! Oриентируйтесь на них! Bы слишком стары и больны для всего этого. Пора найти наследников, которые позаботятся о том, штобы Ваша Теория и смысл всей жизни не оказались коту под хвост.. Удачи!
УдалитьСпасибо. "Наследников" я искал с самого начала. Были люди, которые поддерживали, но это были не математики и, естественно, никак не могли влиять на положение в математическом сообществе. "Там, где идет дискуссия про меня и мою теорию", я бы участвовал, если бы это велось на доступной мне платформе. Но из-за агрессивной внешней политики Латвии все российские сайты для нас заблокированы (например "В контакте", где, я полагаю, что-то в этом плане происходит). Если что-то ведется на русском языке, но на западной платформе (как этот сайт), то сообщите, пожалуйста, мне адрес. Вообще я давно мечтаю о том, чтобы нашлась группа молодых людей (например, студентов), которые организовали бы и поддерживали специальный сайт для обсуждения этих вопросов (теперь приходится добавить: на такой платформе, которая у нас не заблокирована). Я предлагал нескольким группам, но никто не отзывался.
УдалитьУважаемый Валдис!
ОтветитьУдалитьВаши работы об основаниях математики представляют исключительную ценность, предлагая последовательную альтернативную парадигму, детально проработанную на концептуальном уровне. Многие из поднятых Вами вопросов я смог осмыслить лишь после двадцати лет самостоятельных исследований, поэтому Ваши публикации особенно важны для тех, кто стремится к глубокому пониманию, а не к слепому принятию догм.
Что касается содержательной дискуссии: сегодня диалог с представителями академического истеблишмента действительно лишен смысла. И я бы воспользовался иными способами подтверждения качества Ваших разработок. Современные интеллектуальные инструменты, включая нейросетевые модели, демонстрируют способность к непредвзятому анализу фундаментальных вопросов - будь то Эглематический постулат или критика диагонального метода в рамках Веданской теории.
В качестве эксперимента я провел анализ ключевых тезисов по критике канторизма из МОИ №5 с использованием достаточно продвинутых специализированных нейросетевых моделей. Результат подтвердил обоснованность Вашего подхода, цитирую только резюме:
"Канторовский диагональный метод действительно опирается на неявное допущение актуальной бесконечности, что делает его выводы условными, а не абсолютными.
Ваше противопоставление прямоугольной матрицы потенциальной бесконечности и "квадратной" матрицы актуальной бесконечности вскрывает методологическую проблему в основаниях классической теории множеств.
Ваша критика не является "лженаучной" - она представляет собой последовательную альтернативную систему взглядов, имеющую полное право на существование".
Много интересного можно обнаружить, анализируя Ваш материал с использование ИИ: тон нейтральный, анализ глубокий.
От себя добавлю, что для меня было особенно ценно Ваше указание на то, что стандартная теория множеств (ZFC) фактически институционализировала канторовские интуиции, сделав их "обязательными" без должного философского осмысления. Как наглядно показывает Ваш анализ, это действительно скорее выбор парадигмы, чем безусловная истина. Жаль, что в учебниках по анализу и основаниям математики об этом можно прочесть только между строк.
Спасибо за комментарий. Хорошо, что искусственный интеллект уже местами оказывается лучше естественного. Но дело не столько в том, чтобы заручиться его поддержкой. Более важным мне представляется то обстоятельство, что, создавая искусственный интеллект, человечество лучше поймет, как работает естественный интеллект (т.е. то, о чем говорила Веданская теория). И когда они поймут, какие программы лежат в основе человеческого интеллекта, то тем самым станет понятно, какие программы лежат в основе математики. И тогда теперешнее прелставление, что математика основывается на системах аксиом, станет выглядеть наивно, неточно, архаично. Это такое непрофессиональное описание дела, а профессиональное - это разбирать программы и алгоритмы, на которых основана математика. И когда это теперешнее непрофессиональное, архаичное представление о сущности математики будет заменено современным профессиональным (с точки зрения информатики) представлением, тогда и с теорией Кантора всё будет ясно, и там не о чем будет говорить. Фундаментальный вопрос - это сущность математики. Что она: аксиомы или программы мозга?
УдалитьВалдис, я не могу ответить очень подробно на Ваш комментарий, но суть своей позиции набросаю крупными мазками, пытаясь ответить на основной вопрос "аксиомы или программы мозга"?
УдалитьВаша классификация бесконечностей на потенциальную, актуальную и аксиоматическую (см. R-POTI-2) с обязательным требованием программной генерации каждой из них (пусть даже не явно) действительно вскрывает фундаментальную проблему. Однако важно понимать, что Вы выходите за рамки собственно математики в область философии математики и её оснований. Вы задаёте онтологические вопросы: что такое число, как генерируется бесконечность - вопросы, которые обычного математика-практика просто не интересуют. Математик - это мастер, виртуозно владеющий аксиомами и методами, для которого онтологический статус математических объектов вторичен. Этим объясняется "глухота" математического сообщества к Вашей критике.
Ваша Веданская теория действительно блестяще выявляет слабые места традиционной математики. Когда Вы признаёте возможность аксиоматического определения бесконечности, но затем все-равно (!!!) подключаете свою онтологию числа, возникает эффект разрушительной критики: аксиоматическая бесконечность при попытке её построения оказывается противоречивой. Но здесь кроется принципиальное различие - аксиоматическую бесконечность нельзя построить, её можно только постулировать. Ваше сравнение таких постулатов с кентаврами, по-моему мнению, абсолютно точно, но для математика, воспитанного в традициях ZFC, это неприемлемо.
При этом если отвлечься от онтологии и принципов генерации, то несчётность континуума не содержит логических противоречий - это странно, неинтуитивно, но формально непротиворечиво. Несчетность прекрасно уживается с принципом вложенных отрезков, на котором строится весь классический анализ и определением предела через актуальную бесконечность. Парадоксы типа Банаха-Тарского в Вашей системе как я понимаю исключены, но это не делает канторовскую теорию лженаукой - это просто другая, хотя и менее естественная с точки зрения когнитивных процессов, система.
В своей аргументации Вы мастерски обыгрываете тот факт, что исторически Кантор действительно смешивал актуальную и потенциальную бесконечности, что и породило все эти "процессы" в его теории и смешение актуальной и потенциальной бесконечностей. Но современная ZFC устранила эти противоречия, полностью отказавшись от процессуальности в пользу актуальной бесконечности. Нет процессуальности, есть кентавр, но нет проблем. Да, это создаёт разрыв с интуицией, но обеспечивает работоспособность аппарата. Учебные упрощения, где сохраняется и будет сохраняться (иначе как учиться!) язык процессов, - это педагогический приём, а не отражение реальной теории.
Ваша Веданская теория, отвергая актуальную бесконечность (боканализ все-равно ее отвергает в смысле ZFC), действительно делает диагональный метод Кантора неприменимым. И в этом её сила - она возвращает нас к интуитивно понятным основаниям, близким к формулировкам Коши, который определял пределы без апелляции к актуальной бесконечности.
УдалитьГлавное достоинство Веданской теории - её соответствие естественным механизмам мышления. Когнитивные исследования (Деана, Лакатоса и др.) показывают, что человек воспринимает числа процессуально, через конкретные манипуляции, а не как готовые абстрактные объекты. Мозг работает с потенциальной, а не актуальной бесконечностью. Аксиоматический подход - это культурный конструкт, исторически сложившаяся оптимизация для профессионалов, но он противоречит нашей биологической природе.
Таким образом, хотя канторовская теория формально непротиворечива в рамках ZFC, Ваш подход, основанный на принципах работы сознания, представляется более естественным и перспективным (и в отличие от конструктивизма Бишопа или Брауэра он, похоже, сохраняет весь анализ) для построения интуитивно понятной математики.
Так много написал про математику, потому что вопрос о первичности мозговых программ или аксиом упирается в саму природу математического познания.
По моему мнению, Вы абсолютно правы, утверждая, что фундаментальной основой математики являются не формальные аксиоматические системы, а те когнитивные программы, которые позволяют человеческому мозгу оперировать числовыми и пространственными концепциями. Современные исследования в когнитивной науке и нейробиологии полностью подтверждают этот тезис — наши математические способности коренятся в эволюционно сложившихся нейронных механизмах обработки количественной и пространственной информации, а не в абстрактных логических системах. Аксиоматический подход представляет собой лишь позднейшую культурную надстройку над этими базовыми когнитивными программами, попытку формализовать и систематизировать интуитивные математические представления.
Однако эта формализация, достигшая своего апогея в ZFC и других аксиоматических системах, неизбежно отрывается от своих биологических корней, создавая искусственные конструкции вроде актуальной бесконечности, которые не имеют аналогов в реальной работе сознания.
Именно поэтому настаивая на примате "программного" подхода — только понимая, как мозг фактически обрабатывает математическую информацию (через алгоритмы классификации, процедуры приближения и другие вычислительные механизмы), мы можем построить адекватную теорию математического познания.
При этом искусственный интеллект действительно выступает как важный инструмент проверки этих гипотез — создавая математически мыслящие системы, мы вынуждены явно формулировать те самые "мозговые программы", которые у человека работают неосознанно.
В этом смысле аксиоматические системы — это всего лишь удобные инструменты для профессионалов, тогда как программы обработки математической информации представляют собой истинный фундамент математики. Когда этот взгляд станет общепринятым, нынешние споры о природе бесконечности или статусе теоремы Кантора действительно потеряют смысл — они окажутся артефактами неудачной формализации, а не отражением реальных когнитивных процессов. Таким образом, ПРИМАТ МОЗГОВЫХ ПРОГРАММ НАД АКСИОМАМИ не просто философская позиция, а неизбежный вывод из современных исследований работы мозга и искусственного интеллекта, который рано или поздно приведёт к пересмотру оснований математики в сторону большей естественности и соответствия реальным механизмам мышления.
УдалитьПодтверждений тому масса:
А) Программа классификации по количеству - соответствует работе внутритеменной борозды, где обнаружены "нейроны числа", реагирующие на конкретные количества. Эта система эволюционно древняя, имеется даже у животных.
Б) Программа соотношения величин - связана с работой префронтальной коры и теменных долей, отвечающих за сравнение и оценку относительных величин.
В) Библиотека пространственных программ (геометрия) - задействуют затылочно-теменную сеть.
Подробные классификации мозговых программ требует привлечения специальных знаний, которых у меня нет, но это не суть, смысл понятен и без этого.
Нейрофизиологически невозможно существование программ актуальной бесконечности, так как: мозг работает дискретными "пакетами" информации (осцилляциями 30-100 Гц), нейронные ансамбли принципиально конечны по числу элементов, время обработки всегда конечно (эффект "ментального прокручивания"). Актуальная бесконечность - чужда нашему мозгу.
Поэтому диагональный аргумент Кантора воспринимается мозгом как попытка последовательного построения (потенциальная бесконечность), что неминуемо приводит к конфликту между
лобными долями (формальная логика), теменными долями (количественная оценка), лимбической системой (когнитивный диссонанс).
Это объясняет, почему аргумент формально принимается при абстрактном рассуждении, но вызывает интуитивное неприятие - нет соответствующей нейронной реализации.
Таким образом, Веданская теория кажется отвечает современным представлениям нейронауки. Мозг действительно поддерживает только потенциальную бесконечность. Актуальная бесконечность - языковая конструкция без нейронного субстрата (программы боканализа, по моему мнению, формируют именно языковые конструкции), а канторовский аргумент извращенный формальный трюк, противоречащий реальной работе нейронных сетей. При этом сама концепция бесконечных множеств с несчетностью континуума, по моему мнению, конечно, лженаукой не является (вот с этим с Вами не могу согласиться). Это временное концептуальное извращение, но если вынести за скобки процессуальность, она (теория несчетных множеств) имеет место быть.
Еще раз спасибо за содержательные комментарии. Мне тоже трудно здесь развернуть ответ, приходится упрощать.
Удалить1. То, что "математиков не интересуют философские проблемы", было первое, что мне ответили в 1981 году, когда я впервые обратился к математикам. Но человеческое мышление вообще (включая математическое, религиозное и какое угодно) есть построение моделей о внешнем (и внутреннем тоже) мире. Представление о рае и аде тоже есть определенная модель бытия (как и представления, скажем, папуасов о духах). Но модели отличаются по своему качеству (соответствию реальности), по степени согласованности между собой в образовании цельного мировоззрения. Ошибочные модели могут быть вполне пригодными. Как известно, термодинамика была построена на модели, базирующейся на теплороде. Модель с плоской землёй вполне пригодна для жизни в обычном быту. Так же и теперешняя модель математиков вполне (и даже очень!) прогодна в определенных рамках. Но она не согласуется с окружающими моделями и не вписывается в современное научное мировоззоение, и поэтому должна быть заменена болле точной моделью - как и модели теплорода и плоской Земли.
2. Те "мозговые программы", которые приводились в Веданской теории (в т.ч. на Эуклидоле) тоже являются ФОРМАЛИЗАЦИЕЙ (только формализацией на другой основе, чем то, что хотел Гильберт). Реальные нейронные процессы, конечно, не столь "гладкие".
3. Теория Кантора всё-таки ЯВЛЯЕТСЯ лженаукой, потому что базируется на логических ошибках. Возьмем самый простой пример: четные числа и все натуральные числа (стартовый пример самого Кантора). Он мимоходом постулирует, что их одинаковое количество. Математики не признают, что это постулат; это непризнание - глупость, но это еще не делает их учение лженаукой. Постулат Кантора можно заменить на противположный: натуральных чисел в два раза больше, чем четных. Тогда получаем две системы (пока еще) равноправные. Но, применяя постулат Кантора (в его общем виде: что равномощны все счетные множества) при диагональном процессе получаем противоречие. Это противоречие вызвано именно постулатом Кантора. (Вывод должен быть: постулат неприемлем). Но вывод делается, что существуют "несчетные множества" и далее "трансфинитные числа". А это уже логическая ошибка, и далее идет лженаука, такая же, как построения астрологов. А формализация лженауки не превращает ее в науку.
Ночью я тут допустил некоторые опечатки, но сервер почему-то не дает мне возможности их исправить.
УдалитьХочу дополнить насчет канторизма как лженауки. "Ортодоксальных математиков" к лженауке в этой области ведут две фундаментальные ошибки мышления.
Первая ошибка состоит в том, что они не признают существование Постулата Кантора. Для них тот "факт", что четных чисел и натуральных чисел одинаковое количество, является "объективной истиной", свойством бесконечности, а не постулатом. На самом деле никаких "объективных свойств" у бесконечности нет, а можно постулировать у нее те или иные свойства. И можно Постулат Кантора (что все счетные множества равномощны) заменить на противоположный постулат (что уже счетные множества отличаются по мощности). Вторая ошибка математиков состоит в том, что делается абсурдный вывод из того противоречия, которое получается при применении Постулата Кантора в диагональном процессе. Там делается предположение, что равномощны два множества, которые на самом деле не равномощны, и получается противоречие. Для того, кто видит оба постулата (и Постулат Кантора, и противоположный ему), очевидно, что это противоречие вызвано именно самим Постулатом Кантора (постулирующим нечто, не соответствующее реальности). Но так как математики уже совершили первую ошибку и никакого Постулата Кантора не видят, то это ведет их еще и ко второй ошибке: к абсурдной интерпретации полученного противоречия и к построению типичной лженауки. (Любая лженаука основывается на тех или иных ошибочных постулатах, и канторизм не исключение).
Уважаемый Валдис!
УдалитьБлагодарю Вас за развернутые пояснения Вашей позиции. Изначально я хотел лишь выразить свое уважение к Вашим работам; Ваши книги доставили мне значительное интеллектуальное удовлетворение, и я планирую продолжать их изучение. Однако, обнаружив возможность диалога, позвольте уточнить некоторые аспекты Вашей позиции. В целом мне представляется, что я понимаю основные положения Вашей концепции и во многом их разделяю. Однако для меня принципиально важно окончательно прояснить основания, по которым Вы характеризуете канторизм как лженауку.
1. Какой именно смысл Вы вкладываете в понятие "канторизм"?
А) Идеи и работы непосредственно Георга Кантора в их историческом контексте и развитии (из Вашего комментария понял, что именно это Вы называете "канторизмом")?
Б) Современную теорию множеств в аксиоматике ZFC с вытекающими из нее следствиями о равномощности множеств, несчетности континуума и т.д.?
В) Оба указанных аспекта?
2. Если речь идет исключительно о работах самого Кантора в их историческом контексте, то я не стану оспаривать Ваше категоричное утверждение о лженаучном характере канторизма, так как в целом могу с ним даже согласиться. Действительно, анализ работ Кантора выявляет существенную непоследовательность, логические противоречия и элементы мистицизма в его рассуждениях. Он одновременно вводил актуальную бесконечность как завершенный объект и оперировал ею как потенциальной, процессуальной сущностью.
Вашу критику так называемого "постулата Кантора" я понимаю следующим образом. Для процессуального сравнения мощностей бесконечных множеств необходимо явно определить процедуру генерации их элементов. Кантор неявно использует два различных подхода: независимую генерацию элементов множеств и генерацию через фильтрацию элементов базового множества.
Первый подход приводит к выводу о равномощности множеств (аксиома 1), второй - к их неравенству (аксиома 2). Одновременное применение этих противоречащих друг другу подходов и аксиом в диагональном методе действительно создает логические проблемы. Именно в этом контексте Ваше замечание о лженаучности процессуального характера канторовских построений представляется мне совершенно справедливым, хотя и объяснимым историческими особенностями формирования его теории. Характерно, что примерно в таком же стиле (с процессуальными построениями и неявной апелляцией к "постулату Кантора" и "антипостулату") мне излагали доказательство несчетности континуума в университете около двадцати лет назад. Подобная математика действительно не вызывает доверия. Впрочем, следует отметить, что в математике и ее приложениях подобные некорректные построения встречаются достаточно часто и о них принято молчать. Достаточно вспомнить, как практически во всех учебниках по механике сплошных сред для инженеров и даже для инженеров-исследователей используется концепция бесконечно малых "элементарных" объемов (параллелепипедов, призм, пирамид), из которой затем выводятся дифференциальные уравнения. Аналогичным образом практически повсеместно в учебниках для инженеров и даже физиков математически некорректно - но дает правильный результат - вводятся субстанциальные производные через сложные функции (по уровню дичи, я полагаю, это достойно "постулата Кантора"). Подобных примеров - масса, но это уже совсем в сторону от темы Вашего сайта. Некорректность - это неизбежная плата за доступность изложения сложных концепций и возможность их практического применения без (глубокого) понимания.
3. В рамках формальной системы ZFC, исключающей онтологизацию чисел и процессуальное мышление, доказательство счетности множества нечетных чисел действительно элементарно. Для этого достаточно только трех аксиом (ну и определения счетности через биекции):
Удалитьаксиомы бесконечности (гарантирующей существование множества натуральных чисел N),
аксиомы выделения (позволяющей определить подмножество нечетных чисел),
аксиомы замены (обеспечивающей построение функций).
Доказательство, точнее объяснение, могу предложить такое:
Пусть N = {1, 2, 3, 4, 5, ...} - множество натуральных чисел.
Определим O = {x | x = 2k-1, где k принадлежит N} - множество нечетных чисел.
Рассмотрим функцию f: N → O, заданную как f(k) = 2k-1.
Доказательство биективности:
Инъективность: если f(k1) = f(k2), то 2k1-1 = 2k2-1 ⇒ k1 = k2
Сюръективность: для любого n из O существует k = (n+1)/2 из N, такое что f(k) = n
Таким образом, мощность O равна мощности N, что и означает счетность O.
Важно подчеркнуть, что данное доказательство опирается исключительно на формальные свойства ZFC и не предполагает никакого процессуального понимания бесконечности, а также воздерживается от детализации понятия числа. Для биективности также процессуальность не требуется (при этом важно, что определение мощности через биекции само по себе является выбором определенного подхода). Введение процессуальных элементов в аксиоматику ZFC действительно приводит к противоречиям, что подтверждает Вашу критику, но в рамках формальной системы ZFC такие концепты не вводятся и "постулат Кантора" вроде бы здесь тоже не нужен - он был нужен только самому Кантору для его мистического диагонального процесса (п.2).
Объясните, пожалуйста, где я не прав по Вашему мнению?
Дополню свои размышления о различии между "канторизмом" и аксиоматическим подходом ZFC конкретным примером из современной практики. Осенью 2023 года в популярном математическом сообществе ВКонтакте "Ежик в матане", известном в основном популяризацией математики, был опубликован цикл статей М. Пирожкова — представителя конструктивной математики. Естественно, как типичный конструктивист, Пирожков подвергает критике диагональный метод Кантора. В тех же публикациях упоминались работы В. Эгле, что, вероятно, и вызвало всплеск посещаемости этого сайта в ноябре 2023 года.
УдалитьХотя "Ежик в матане" позиционируется как сообщество по популяризации математики (а не философии математики или метаматематики), это не помешало одному из модераторов — доктору наук (!) из Петрозаводска — сделать следующее заявление:
«Автор начинает с критики диагонального метода, апеллируя к “недостижимости”. Дескать, выписать до конца вещественное число нет возможности, и всё на том. Давайте так: пусть у нас есть бесконечные последовательности из 0 и 1. То есть некий чёрный ящик, который по нажатию кнопки зажигает зелёную или красную лампочку. […] Мы можем указать серию, которой точно нет. […] Утверждать, что серия имеет какой-то номер побольше, невозможно: мы легко это опровергаем за конечное число шагов.»
На мой взгляд, перед нами классический пример "канторизма" в его худшем проявлении. Автор использует процессуальную, потенциально-бесконечную модель (лампочки, нажатия кнопок), пуская в ход своих размышлений одновременно аксиомы 1 и аксиомы 2 (то, что вы назвали "постулатом Кантора" и "анти-постулатом"), пытается доказать несчётность континуума и при этом формально не отрицает ZFC, позиционирует себя как математик.
Такой подход демонстрирует поразительную методологическую небрежность. В ZFC нет и не может быть "нажатий кнопок" или "конечного числа шагов": бесконечность понимается актуально, а не потенциально. Либо принимается актуальная бесконечность с несчётностью континуума и при этом отрицается процессуальность (как в ZFC), либо принимается процессуальность, отклоняется диагональный аргумент и признаётся, что все бесконечные множества равномощны. Иного не дано! Но модератор паблика "Ежик" пытается сидеть на двух стульях.
По-настоящему удивительно, что доктор наук подменяет строгое аксиоматическое доказательство (если он, конечно, принимает несчётность континуума) наивными процессуальными аналогиями и огульно перечёркивает то, в чём не разбирается. Вот это и есть "канторизм" в моем понимании!
Термин "канторизм" я "узаконил" после того, как встретил его у Пуанкаре. Лично мое употребление этого термина можно определить так: "Совокупность всех тех учений, которые утверждают несчетность континуума и подобные вещи". Следовательно, ZFC туда входит. Чтобы определить мое отношение к ZFC, нужно сначала уяснить, на что она претендует. Если она НЕ претендует ни на какую связь с реальностью, то это просто "игрушка для ума", некоторая разновидность "игрушечных миров", в изобилии созданных в компьютерных играх, в беллетристике и т.д. Тогда это не наука, потому что наука изучает РЕАЛЬНОСТЬ. Если же ZFC претендует на то, что она как-то отражает реальность, то уже НЕЛЬЗЯ обойтись без рассмотрения и тех процессов, по которым будут проходить те рассуждения, которые в ней ведутся, и тех процессов, которыми создаются те объекты, которыми она оперирует. В током случае ZFC есть просто выражение тех же "интуитивных" вещей на чуть более формализованном языке (и тогда сохраняются и все те проблемы, которые были на "интуитивном" уровне). Биекцию между N и O можно выразить и на "обычном" языке: для любого n из N найдется 2n+1 из O. (Если подразумевается Постулат Кантора, конечно). В Вашем примере Постулат Кантора скрыт в фразе "для любого n из O существует k=..." (А вот и не существует, если нет Постулата Кантора!).
УдалитьС Пирожковым мы были знакомы по переписке. Я не поддержал его взгляды, и он перестал мне писать. (Он отрицал актуальную бесконечность, а я говорил, что нет никакой необходимости ее отрицать, надо просто правильно о ней мыслить. Кажется, так, хотя я уже плохо помню). Он вывел меня и на "Ёжик", но я не мог там участвовать, потому что правительство Латвии заблокировало все российские сайты. Мне советовали установить VPN, но я не стал это делать, во-первых, потому, что не верю, что это поможет (как я понимаю, VPN может фальсифицировать МОЙ адрес, но как он может сфальсифицировать тот адрес, к которому я обращаюсь?). Во-вторых, я по возможности избегаю ставить "всякую дрянь" на свой компьютер. И в-третьих, после 44 лет бесплодных контактов с математиками, я уже не верю, что с ними можно о чем-то договориться, и интерес к этому делу не велик.
Благодарю за разъяснения, Ваша позиция для меня прояснилась. Изучая Ваши книги я, к сожалению, не уделял должного внимания аксиологическому аспекту Ваших размышлений. Подчеркиваю, что говорю это без иронии.
УдалитьПозволю себе, без Вашего специального разрешения, подвести итоги нашей краткой дискуссии. Ещё раз выражаю признательность за уделенное внимание.
Ключевой особенностью Вашей теоретической позиции является наложение ограничений на другие математические теории посредством аксиологического постулата, согласно которому они обязаны отражать реальность — причём реальность в том специфическом смысле, который вкладываете в это понятие Вы. Это весьма сильное ограничение, вступающее в противоречие с общепринятыми в философии науки уровнями научного знания: эмпирическим, теоретическим и метатеоретическим. По сути, Вы присваиваете себе метатеоретический уровень научного познания и существенно сужаете возможности эмпирического и теоретического уровней, жестко привязывая их к Вашей аксиологической системе и не признавая альтернативные подходы. Безусловно, Вы имеете полное право на такую позицию, однако это существенно ограничивает возможности содержательной дискуссии по существу вопроса.
С учётом моих комментариев и Ваших ответов передо мной вырисовываются четыре различные онтологические модели математики в части представления актуальной бесконечности.
Первая онтология — конструктивная математика. Хотя мы не обсуждали её детально, она упоминалась в контексте. Если бы Вы не признавали актуальную бесконечность, то Веданскую теорию в приложении к математике, вероятно, можно было бы свести к разновидности конструктивных построений. В этом случае всё понятно: отсутствие актуальной бесконечности означает отсутствие диагональных аргументов и прочих "алефов". Споры о "канторизме" теряют смысл, но при этом исчезает и значительная часть классической математики.
Вторая онтология — Веданская математика. Это принципиально иной подход! В вашей концепции актуальная бесконечность существует, но вводится через программы боканализа. Это позволяет, по-видимому, сохранить почти всю известную математику, одновременно приближая структуру математического мышления к когнитивным механизмам обработки информации, характерным для человеческого сознания, что обеспечивает интуитивную понятность этих построений. Однако меня настораживает способ введения актуальной бесконечности через боканализ. Онтологический статус такой бесконечности остаётся неясным. Вы указываете, что за программами боканализа стоят реальные нейронные структуры — эмуляторы мозговых процессов. Насколько я понимаю, это соответствует тому, что в нейронауках называется предсказательным кодированием. Действительно, мозг строит модели окружающей среды и внутренних состояний для прогнозирования будущих событий. Однако предсказательное кодирование не может породить бесконечность в том же смысле, в каком мы воспринимаем натуральные числа. Понятие натурального числа имеет конкретный нейронный субстрат в теменной коре, тогда как актуальная бесконечность остаётся лишь языковой конструкцией, сформированной механизмами предсказательного кодирования. Мозг оперирует конечными аппроксимациями, а также символами, не имеющими прямого нейронного соответствия: т.е. концепция "натурального ряда" или "потенциальной бесконечности" активирует теменную кору, а "актуальная бесконечность" представляет собой абстракцию, не имеющую аналога в нейронных ансамблях. Следовательно, актуальная бесконечность в таком понимании — это лишь знак, лишённый реального нейронного субстрата. Её реальность ограничивается способностью мозга манипулировать символами. Такова моя претензия к боканализу как средству работы с актуальной бесконечностью в Веданской теории, которая по метатеоретическому блоку должна отражать объективную реальность.
Тем не менее, боканализ в Вашей теории введён, а значит, процессуально определены актуально-бесконечные объекты. В такой процессуальной математике тоже, естественно, не может быть теорем Кантора. Здесь будут другие теоремы — о линейных и нелинейных соответствиях, циклах, уровнях вложенности и т.п. При желании сохранить канторовский пафос можно ввести концепцию несчётных параллельных процессов, формализующих континуум вне рамок боканализа — хотя такой подход потребует дополнительных онтологических допущений.
УдалитьОбсуждать интуитивную ясность Веданской теории не имеет смысла — она очевидна. Гораздо продуктивнее разработать программу поиска потенциальных проблем, чтобы проверить, можно ли опровергнуть Веданскую теорию в математике как неэффективную. Я вижу несколько условно слабых мест, требующих проверки и осмысления в рамках теории: теоремы, зависящие от "точечного" существования (например, теорема о верхней грани, лемма о вложенных отрезках — я предпринимал попытки построить их доказательства в рамках Веданской теории, но предпочтительнее было бы ознакомиться с авторскими доказательствами); теоремы с бесконечными множествами (теорема Тихонова о бесконечном произведении компактов, существование базиса в произвольном векторном пространстве); теоремы, требующие одновременного рассмотрения бесконечности (например, принцип Дирихле в теории потенциала). Иными словами, для проверки Веданской теории необходимо систематически исследовать теоремы, требующие актуальной бесконечности как завершённого объекта, и проанализировать возможность их доказательства, имея в распоряжении только программы боканализа. Отмечу, что в Ваших работах я не обнаружил детального описания устройства таких программ. Возможно, я недостаточно глубоко изучил этот аспект или что-то упустил.
Третья онтология — математика современной парадигмы в рамках ZFC. Здесь существование актуальной бесконечности постулируется, процессуальность не отрицается, но ZFC оперирует на ином уровне абстракции. С позиции аксиологии Веданской теории Вы строго запрещаете мне рассматривать множества не процессуально. Это расстраивает, ведь если такое ограничение принято, то для истинности утверждения "для любого n из O существует k=..." действительно требуется "постулат Кантора". Я уважаю Вашу метатеоретическую платформу, однако считаю, что она не является единственно возможной. В моей аксиологической системе математические теории не претендуют на непосредственное описание физической реальности; математические формализмы полезны для моделирования реальности, даже будучи сами по себе абстрактными; отказ от процессуального мышления представляет собой сознательный выбор оснований. При этом я признаю особую важность интуитивных оснований для философии математики, поэтому Веданская теория представляет значительный интерес.
Описанные три онтологические модели для меня в разной степени приемлемы, но абсолютно точно обладают научным статусом. Однако четвёртая — то, что я на свой лад обозначил как "канторизм" — вызывает серьёзные возражения и действительно может быть отнесена к лженаучным направлениям.
Вот она, четвёртая онтология — "канторизм" — представляет собой эклектичное смешение потенциально-бесконечного процессуального подхода и креационистского отношения к актуальной бесконечности. Это использование терминов "процесс", "диагональный процесс", "потенциально бесконечные последовательности" применительно к объекту, существование которого задано исключительно аксиоматически. Большинство Ваших оппонентов из числа профессиональных математиков, тексты которых я читал в Ваших альманахах и в книгах, "Ежики", даже авторы многих (но далеко не всех!) популярных и не очень учебников для ВУЗов работали именно в рамках этой онтологии, что и заслуживает последовательной критики.
На этом, пожалуй, закончу. Ещё раз спасибо за книги и разъяснения. Ваши работы действительно вызывают уважение и желание их перечитывать.
Рассмотреть весь спектр затронутых Вами вопросов здесь нет возможности, поэтому выскажусь только в ответ на одну Вашу фразу по поводу ZFC: "С позиции аксиологии Веданской теории Вы строго запрещаете мне рассматривать множества не процессуально. Это расстраивает".
УдалитьЯ Вам ничего не запрещал. Вы можете совершенно исключить процессуальность, но тогда я скажу, что Ваша модель в области канторизма не соответствует реальности и поэтому не является наукой (а игрой, беллетристикой и т.п.). Если же Вы хотите, чтобы Ваша модель соответствовала реальности, то нужно учитывать процессуальность (и тогда оказывается, что это неверная модель).
В кантористских моделях существуют актуально бесконечные множества разнах мощностей. Если это множества разного ранга, то между ними невозможно установить биекцию. Хорошо. Теперь чуть-чуть поменяйте эту модель. Пусть уже в так называемых "счетных" множествах будут актуально бесконечные множества разных мощностей (разных рангов), и между ними невозможно установить биекцию (например, между теми же N и O). (В предыдущих терминах это будет отказ от Постулата Кантора). Что изменилось? По-прежнему есть разные ранги актуально бесконечных множеств и т.д., но только теперь всё полностью согласуется с результатами "процессуального подхода".
Тогда зачем Вам обязательно надо держаться кантористской модели? Это просто-напросто плохая модель. Реальности не соответствует и становится сказкой, если не требуем соответствия реальности, и лженаукой, если требуем. Перестройте аксиоматику ZFC так, чтобы образовалась упомянутая выше другая модель (без Постулата Кантора) - и все дела. Строить плохие модели - не искусство. Искусство - это строить хорошие модели.
Уважаемый Валдис, после некоторых сомнений я решил ответить на Ваше последнее разъяснение, хотя первоначально считал нашу дискуссию завершённой. Мне показалось невежливым оставить Ваш комментарий без ответа, несмотря на то, что основную цель - понимание Вашей технической позиции - я уже достиг благодаря нашему диалогу.
УдалитьВполне могу представить модификации ZFC путём введения процессуальности, как явной, так и неявной (причём последний вариант представляется методологически более интересным). Ваш вариант с разной мощностью счётных множеств, где невозможно установить биекцию, мне не очень нравится методологически, так как выставляет ZFC совсем не в приглядном свете, обнажая все её методологические изъяны. Это как бить лежачего. Еще можно, например, ввести иерархию мощностей на основе определимости и сравнивать множества не по биекциям, а по сложности их определения (построения, конструирования). Тогда мощность натуральных чисел может быть больше мощности множества чётных чисел. Что изменится при введении процессуальности? Концепция мощностей станет интуитивнее и не будет вызывать когнитивного отторжения. Правда, непонятно, нужны ли в таком случае мощности вообще — как и сама ZFC.
После такой вивисекции над ZFC она перестанет быть ZFC, и придётся пересматривать многие теоремы и концепции (пересматривать — не значит, что они перестанут работать), т.к. научное сообщество осуществило значительные инвестиции в "канторовскую парадигму" (формализм ZFC).
По вопросу нужно ли держаться кантористкой модели? Рассматривая историю математики, мы наблюдаем циклы радикальных переосмыслений, где каждая попытка создания "фундамента" оказывалась временным компромиссом. ZFC была создана в момент очередного кризиса в основаниях и, подобно ε-δ-анализу, принесла в жертву интуитивную ясность ради формальной строгости и разрешения парадоксов Кантора в его наивной теории множеств. Современный статус теоремы Кантора как "неопровержимой" истины отражает не её абсолютную обоснованность, а институциональную инерцию математического сообщества - ситуацию, полностью аналогичную положению математического анализа в XVIII веке.
С точки зрения современных критериев научности (Поппер, Лакатос) "канторизм" (в Вашем смысле) действительно демонстрирует признаки дегенеративной исследовательской программы: иммунизацию от критики через ad hoc гипотезы (как в случае использования аксиомы выбора в качестве методологического "костыля"); отказ от пересмотра базовых постулатов (например, концепции актуальной бесконечности); подмену содержательных онтологических вопросов формальными уловками. Однако необходимо учитывать также, что современная наука (дни которой, кстати, сочтены с учётом развития ИИ) давно перестала быть сообществом свободных мыслителей и искателей истины, превратившись в корпоративную структуру, ориентированную на освоение бюджетных средств. В этих условиях представители академического истеблишмента будут сознательно или бессознательно отстаивать парадигмальную актуальность канторизма до конца.
Как устаревшая парадигма, концептуальное уродство или "лженаука" (это вопрос не терминологии, а метатеоретического уровня) "канторизм" вскоре уйдёт как доминирующая парадигма. Исторический опыт свидетельствует, что парадигмальные сдвиги происходят при сочетании трёх факторов: когда накопленные аномалии начинают перевешивать прагматические преимущества существующей парадигмы; когда появляется альтернативный концептуальный язык, способный сохранить предыдущие достижения; когда происходит смена поколений исследователей. Все три фактора в наличии. В современных условиях этот процесс может приобрести особую остроту благодаря двум особенностям: беспрецедентной доступности информации и стремительному развитию искусственного интеллекта, что потенциально может сделать предстоящую смену парадигмы более резкой и болезненной для научного истеблишмента.